Название статьи |
СИСТЕМА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОЛОДЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЙ г. ВОЛГОГРАДА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
|
Авторы |
Ким Эльвира Шахретдиновна, аспирант, Волгоградский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8), E-mail: magomedowa-elwira@yandex.ru
Кузеванова Ангелина Леонидовна, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социологии, Волгоградский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8), E-mail: angelina2000@list.ru
|
Индекс УДК |
316.75
|
DOI
|
10.21685/2072-3016-2019-1-9
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Переход российской экономики в систему рыночных отношений определяет новые условия социального управления и формирует новый взгляд на управленческую культуру. В бизнес-среде величина прибыли уже не является критерием успешности организации – на первый план выходят вопросы установления доверительных отношений с внешней средой бизнес-организации, формирование социального имиджа, а также совершенствование взаимоотношений с государственными и общественными институтами. В подобных условиях современные руководители коммерческих организаций являются носителями новых социально-экономических отношений, влияющих на эффективность функционирования всех сфер жизни общества. Актуальной является проблема рассмотрения руководителей бизнес-организаций как социально-профессиональной группы со специфической и устойчивой системой ценностей, которые своими действиями способны влиять на различные процессы, происходящие в обществе. Цель работы – изучить структуру ценностных ориентаций молодых руководителей бизнес-организаций г. Волгограда в сравнении с ценностными представлениями их коллег старшего возраста в контексте управленческой деятельности.
Материалы и методы. Для реализации цели с июля по октябрь 2018 г. автором было проведено социологическое исследование с использованием метода анкетного опроса руководителей бизнес-организаций г. Волгограда. Методологический потенциал включает методы системного и сравнительного анализа, детерминации.
Результаты. Представлен сравнительный анализ результатов эмпирического исследования ценностных ориентаций управленческой деятельности респондентов двух возрастных групп – молодых руководителей и руководителей старшего поколения. Показаны сходства и различия ценностных иерархий представителей указанных групп как в целом по выборкам, так и в зависимости от размера коммерческой организации и уровня осуществления должностных полномочий.
Выводы. Анализ результатов исследования позволил выявить существенные отличия в иерархической структуре терминальных и инструментальных ценностей молодых руководителей бизнес-организаций г. Волгограда в сравнении с менеджерами более старшего возраста. Наиболее ярко эти различия выражены в отношении терминальных ценностей. Основным дифференцирующим фактором в отношении инструментальных ценностей выступает принадлежность респондента к тому или иному уровню управления и размер бизнеса.
|
Ключевые слова
|
бизнес-организация, ценности, структура ценностных ориентаций, терминальные ценности, инструментальные ценности, управленческая деятельность
|
 |
Скачать статью в формате PDF
|
Список литературы |
1. Иванова, А. Ю. Оптимизация деятельности топ-менеджеров на основе ценностного подхода / А. Ю. Иванова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. – 2008. – № 76-1. – С. 143–149.
2. Дыльнова, З. М. Ресурсы предпринимательства на региональном рынке труда в условиях кризиса / З. М. Дыльнова // Социология XXI века: традиции и инновации : материалы науч.-практ. конф. «Дыльновские чтения». – Саратов : Саратовский источник, 2017. – С. 43–46.
3. Бушкова-Шиклина, Э. В. Ценности менеджмента и предпринимательства: социологический анализ / Э. В. Бушкова-Шиклина // Философия и социология. – 2009. – № 2. – С. 12–14.
4. Васянин, М. С. Ценности предпринимательского слоя современной России / М. С. Васянин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2012. – № 1 (21). – С. 87–97.
5. Васянин, М. С. Предпринимательство в системе ценностей российского общества / М. С. Васянин, Г. Б. Кошарная // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2012. – № 4 (24). – С. 58–66.
6. Кошарная, Г. Б. Влияние ценностей отечественного предпринимательства на интеграционные процессы в обществе / Г. Б. Кошарная // Власть. – 2016. – № 9. – С. 133–137.
7. Кузеванова, А. Л. Ценностные принципы бизнес-деятельности в регионе: социологический аспект / А. Л. Кузеванова // Регионология. – 2010. – № 3. – С. 189–196.
8. Кузеванова, А. Л. К вопросу об аксиологической составляющей деятельности бизнес-организаций (социологический анализ) / А. Л. Кузеванова // Среднерусский вестник общественных наук. – 2012. – № 4 (2). – С. 40–44.
9. Муравьева, О. И. Ценностные ориентации предпринимателей малых и крупных городов / О. И. Муравьева, В. В. Мацута, Ю. Н. Ерлыкова // Сибирский психологический журнал. – 2013. – № 48. – С. 102–110.
10. Позняков, В. П. Социально-психологические характеристики российских предпринимателей с разным уровнем деловой активности / В. П. Позняков // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – № 4. – С. 212–220.
11. Флоровский, С. Ю. Ценностно-ориентированная регуляция совместной управленческой деятельности руководителей: динамика в условиях переходного периода / С. Ю. Флоровский // Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений. – Москва ; Кострома : КГУ, 2003. – Т. 2. – С. 208–212.
12. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70713498/
|